Тёплые тренды сезона
Смартфоны и аксессуары
Более 4 миллионов товаров

Статистика


HotLog  
Рейтинг@Mail.ru


1.6 Мотивация сотрудников

Мотив (от латинского movere - толкать, приводить в движение) -

  1. Побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей;
  2. Осознаваемая человеком причина, лежащая в основе выбора действий и поступков;
  3. Побуждающий  определяющий набор направленности деятельности, предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

Мотивация:

  1. Система мотив, побуждающих человека к деятельности;
  2. Процесс реализация мотивов.

Готовность и желание человека качественно выполнять свою работу - один из важнейших факторов успешного функционирования организации.

 

Существует два направления в теории мотивации - Х и У, определяющие роль управляющего по отношению к работнику.

Теория "Х": люди в силу своих природных свойств (лень и т.п.) уклоняются от работы, их необходимо принуждать и управлять ими.

Теория "У": внешний контроль, а также угроза наказания не единственные средства ориентации людей в достижении целей организации. Усилия которое предлагает индивид для достижению цели, в общем случае пропорциональны ожидаемому вознаграждению за ее достижение. Эта теория предусматривает мотивацию деятельности. Если хорошо знать, что именно движет человеком, что побуждает его к действиям и что он хочет достичь, выполнив определенную работу, можно построить управление человеком таким образом, что сотрудник будет стремиться выполнить свою работу наиболее результативно с точки зрения достижения фирмой своих задач. (Между тем, принуждение, в отличи от предложенного способа требует постоянного контроля и воздействия).

 

Путь к эффективному управлению сотрудниками лежит через понимание их мотивации. Мотивация человека к деятельности, в общем виде, понимается как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к выполнению определенных действий. Они находятся как вовне, так и внутри человека, эти силы заставляют человека осознанно или неосознанно совершать определенные поступки. Связи между силами и действиями сотрудника находятся в сложной системе взаимодействий. Поэтому одинаковые взаимодействия на разных людей не всегда приводят к одинаковым поступкам.

Зарплата не единственный, но очень приятный мотиватор.Главная задача стоит в выборе мотивации сотрудников. Внешне это просто: руководитель показывает своему подчиненному выгоду от выполнения какой-либо деятельности, т.е. мотивирует его. Ключевым моментом успешной мотивации персонала является создания положительного настроя. Самым эффективным мотиватором является (отдельный прием или способ мотивирования) различные типы поощрений-не поощрений. При этом мотиватор может быть применен к человеку до начало и после завершения действия. Менеджер: "Я объявляю благодарность исполнителю, если он выполнит это задание". Результат, скорее будет отрицательный. Исполнитель вероятно думает: "Я не буриданов осел!". Другой подход в системе "поощрение": "Вы умело выполняете свою работу, и я думаю, что задания Вы выполните профессионально". Такой подход придает уверенности работнику в его квалификации и профессионализме. А вознаграждение должно быть по достигнутым результатам.

Угроза или наказание являются сильным негативным мотиватором. Персонал может искать способы отпора, а то и мщения за наказания, которое он воспринимает как унижение, а не предупреждение о неправильности действий.

Страх потерять работу, неполучении более высокой должности (оплаты) может стать мотивом более интенсивно работать, продолжить образование или спастись бегством, потеряв уверенность в себе.

В такой ситуации возможно и сопротивление персонала, которое может выражаться в неудовлетворительной работе и другое.

Но всепрощенчества также не должно быть. Оно порождает безответственность. Уважение к персоналу - надежный путь к качеству продукции. Если проступок незначителен - лучше беседа с глазу на глаз с выяснением причин и побудительных мотивов, сути дела. Не следует устраивать "разносы". Критика должна быть справедливой. Ошибки бывают разные, но все они должны анализироваться и стать предметом учебы.

В мотивации ведущая роль принадлежит потребностям.

Потребности - это,то что находиться и возникает внутри человека. Человек стремиться освободиться от них, потому как пока потребность существует, она напоминает о себе и требует от человека каких-либо действий для устранения. Человеку остается только два варианта: удовлетворить или подавить потребность (не обращать внимания). Потребности могут возникать не осознано. Они не устраняются навсегда. Большинство потребностей со временем возобновляются, могут менять форму и влияния на человека.

Наиболее эффективным методом мотивами является удовлетворение личных потребностей. К ним можно отнести следующие:

  • принадлежность: осознание своей принадлежности к какой-либо организации придает ощущение партнерства, надежности, дружеского участия;
  • достижения придают целенаправленность действий, самоуважение, определяют способности и профессионализм.
  • самосовершенствование: человеку свойственно постоянно развивать личные и профессиональные знания, умения и навыки;
  • власть: повышение по службе означает признание ваших профессиональных и личностных качеств и способностей, обеспечивающих выполнение новых дополнительных властных полномочий;
  • ответственность - делегирование ответственности - выражение уважения доверия к Вашим возможностям;
  • "вызов" сильный мотиватор, дает духовный и эмоциональный толчок к совершенствованию своей деятельности;
  • признание заслуг выражается в виде премии, подарка, грамоты, благодарности;
  • мастерство - высокое качество собственной работы - это уже удовлетворение потребности (я могу), множество людей получают удовлетворение от своей работы, даже самой рутинной.

Мотиваторами могут быть: поздравление с днем рождения, юбилеями; устная благодарность за качественную работу; чувство, что твои друзья - это коллеги и другое.

Роль руководителя - поощрять людей. Поощрение должно быть предметным (при этом делается упор на модель поведения, а не на личные качества), своевременным гласным (не жалеть слов).

Современные теории содержания мотивации сконцентрированы на анализе потребностей их влиянии на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и связь с мотивациями человека (что внутри человека побуждает его к деятельности?). Наиболее известны теории мотивации:

  1. Пирамида Маслоу (теория иерархии потребностей);
  2. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда
  3. теория ERG Альдерфер;
  4. Теория двух факторов Герцберга.

Самая известная из Теорий мотвации - Теория Маслоу, она была предложена в 1970 году и включает в себя следующие идеи:

  • испытываемые людьми сильно выраженные потребности можно сгруппировать;
  • получившиеся группы потребностей можно представить в виде иерархически, с зависимостью их (групп) друг от друга;
  • потребности заставляют человека принимать меры к их устранению, после устранения потребности на ее место приходит другая не удовлетворенная потребность;
  • одновременно человек ощущает несколько потребностей;
  • потребности более низкого уровня требуют удовлетворения в первую очередь;
  • после удовлетворения потребностей низкого уровня, проявляются потребности высокого уровня;
  • для удовлетворения потребностей высокого уровня существует больше способов;
Абрахам Маслоу


Маслоу выделил пять групп потребностей и расположил их в виде пирамиды:

  1. Физиологические;
  2. Безопасности;
  3. Принадлежности и причастности;
  4. Признания и самоутверждения;
  5. Потребности самовыражения.

Последовательно располагается от "низших" потребностей к высшим.

     

Группы потребностей

(от высшего к низшему)

Форма проявления потребностей Средства удовлетворения потребностей
Самовыражение Стремление достичь результат Предоставить творческую работу
Признание + самоутверждение Стремление занять определенное положения в коллективе Ввести ранги или звания
Принадлежность + причастность Стремление к дружеским отношениям Поощрение создания неформальных групп
Безопасность Стремление к предотвращению опасных изменений  Создание безопасных условий
Физиологические потребности Желание регулярно и качественно питаться Создание легкодоступных систем питания

 

Данные концепции наглядно и четко излагают определенные взгляды на мотивацию работников. Эти концепции подтверждены эмпирическими исследованиями и практикой западных фирм. Отечественные компании должны с достаточной степенью осторожности использовать некоторые концепции.

 

Популярные статьи

Существует научная теория, согласно которой модифицировать воспоминания человека невозможно. Ученые из университета М...

Наука не стоит на месте, ученые получают все больше знаний о человеке, понимают глубинные процессы нашего разума. Про...

   

Гостевая книга


Гостевая книга

RSS 2.0 Подписка

BodyLang.ru
НЛП и BG
Теория лжи